Излишне
говорить о том, кто такой Taki183. Поэтому просто представляем вашему
вниманию перевод интервью, которое он недавно дал.
Граффитчики со всего мира знают это имя, с которого всё началось:
Taki183. Так звали греческого тинейджера с 183-ей улицы в
Вашингтон-хайтс, северной части Манхэттена. Незамысловатая подпись
Taki183 привлекла внимание репортера, и 21 июля 1971 в Нью-Йорк Таймс
вышла статья под названием "TAKI 183 spawns pen pals” («TAKI 183 вызвал
волну последователей»). Именно так он стал легендой в мире граффити.
Ходили слухи даже о том, что он расписал машину спецслужб и Статую
Свободы. Несмотря на известность, Taki183 предпочитал не привлекать к
себе внимание. Сейчас, спустя почти сорок лет, он готов рассказать свою
историю. Наш друг Roger Gastman встретился с 57-летним Taki для
интервью.
Taki, где ты вырос?
Я вырос в Вашингтон-хайтс, моя семья переехала туда, когда я был еще
ребенком. В то время греки старались жить поблизости с другими греками,
потом в Хайтс все поменялось. Это было классное место, там все
тусовались вместе.
Можно ли сказать, что современное нью-йоркское граффити родилось в Вашингтон-хайтс?
Я бы сказал, что граффити родилось в восточной части Манхэттена,
потому что там его обнаружили журналисты. Они знать не знали, что
происходило в это время в Вашингтон-хайтс или в Бронксе. Поэтому когда
граффити появилось в восточной части, тогда об этом и начали писать.
Когда ты стал заниматься граффити, как ты это называл? Теггинг или райтинг?
Я думаю, мы называли это райтинг, но когда мы видели вагон в метро,
мы говорили «давай распишем вагон» ("Let’s go hit the car”). Если ты
расписывал вагон весь целиком, то это называлось «убить вагон» ("kill
the car”) – вот так мы говорили. Это стало так популярно летом 1970
года, наверное, потому, что я посещал летнюю школу имени Джорджа
Вашингтона, и моя парта была вся изрисована граффити. Я писал свое имя,
и остальные ребята тоже писали свои имена на моем столе. К тому времени
я стал узнаваем, и остальные стали делать то же самое – они всюду
писали свои имена. В то лето я работал курьером, и мне приходилось
много ездить. И везде я продолжал писать. Пока у меня в руках был
маркер, я продолжал писать. Я пристрастился к этому.
Ты делал это только для того, чтобы просто писать свое имя?
Да, в общем, просто чтобы отметить, что я здесь был.
Ты бывал и в остальных районах Нью-Йорка?
Да, конечно, я бывал там. Но Бруклин – огромный район, и не было
смысла останавливаться на каждой станции и писать. В каком-то смысле я
расписал все районы, но не повсюду, это слишком большая работа.
Значит, в начале 1970-х в метро не было других тегов, кроме
ваших. Когда ты начал замечать, что я появились и другие ребята, такие
как BABYFACE 86 или JOE 182?
Я думаю, это произошло мгновенно. Допустим, ты уже написал свое имя
на станции «169-ая улица», и кто-то писал своё рядом. Они не писали его
совсем близко, но всё же рядом. Люди просто добавляли свои имена, это
было здорово. Имена теснились, скапливались в некоторых местах, росли
как грибы. Я бы сказал, что это всё произошло очень быстро.
Как ты думаешь, что особенного есть в граффити, что привлекает молодежь?
Я думаю, граффити популярно, потому что это дешевый способ
прославиться. Если ты не великий атлет, не блестящий ученик, ты всегда
можешь стать классным райтером, и все о тебе узнают.
Раннее граффити довольно легко читается; только в конце 1971 – в
1972 граффити становятся стилизованными. Была ли для вас в то время
важна разборчивость, понятность граффити, и то, что все остальные могут
его прочесть?
Я думаю, разборчивость была довольно важна, потому что такие
граффити писались очень быстро. Если вы писали в стиле баббл, то нужно
было стоять и вырисовывать буквы, так что легче, конечно, использовать
печатный шрифт.
Как-то раз ты сказал мне, что ты стремился к созданию тега,
который можно было бы написать меньше, чем за 3 секунды. Ты выходишь из
поезда, оставляешь тег на столбе и продолжаешь идти…Только что ты
говорил о разборчивости тегов, опиши, как выглядели ваши теги: школьное
каллиграфическое письмо? Прямые линии? Как писали другие райтеры?
Чтобы тег был разборчивым, ребята, которых я знал, использовали
очень простое письмо. JULIO немного стилизовал, но буквы его имени и не
напишешь иначе. Я помню, JOE 136 использовал искривленные буквы, как
будто писал от руки, но он мог это делать очень быстро. Впервые
причудливые теги я увидел у STAY HIGH и SUPERKOOL 223. Они сбивали
буквы в одну кучу, и их стиль можно было узнать даже не читая тег, хотя
он по-прежнему был понятен. Потом уже стал популярен стиль баббл и
другие подобные стили, но мы уже потеряли к этому интерес. Это было не
совсем то, что мы придумали; они просто зарисовывали всю стену, прямо
поверх чужих тегов. Нам это казалось нелепым.
Когда ты перестал увлекаться граффити?
Я думаю, я отошел от граффити после окончания средней школы, когда у
меня появилась машина и девушка. Я уже не так много ездил в метро. Да,
где-то в 1972 я перестал писать. Просто мне было уже нечего делать в
области граффити, не хотелось писать под мостами или искать свободные
поверхности в депо. Я достиг своего в граффити, я был популярен.
Как ты относишься к тому, что тебя считают, особенно как пишут в книгах, самым важным из всех ранних райтеров?
Во всех этих книгах про граффити так мало информации обо мне, и это классно. Чем дальше в прошлое, тем меньше о тебе известно.
Можешь в двух словах описать свою жизнь после увлечения граффити?
Я рад, что не ношу с собой повсюду маркер, потому что меня всегда тянет писать.
Спасибо за интервью!
Узнать больше о Taki183 - на taki183.net.
|