KEO и DASH167 из конгломерата FC TC-5 X-MEN одни из последних, кто практикует традиционное ремесло. Вы все правильно расслышали. Не файн-арт, не стрит арт, а именно ремесло.
Как кораблестроители или краснодеревщики, стиль и техника передается от
мастера к ученику. Правила должны соблюдаться. Форма всегда следует
за функциональностью.
Сейчас в современном файн-арте нет правил. Ты можешь нассать в шляпу,
распилить курицу пополам и показать все это в музее современного
искусства. Но с написанием шрифтов все не так. Оно призвано обеспечивать
связь, коммуникации, это основная функция букв. Здесь же добавляется
еще и сложная запутанная геометрия.
Видите, я могу разлить 10 галлонов желтой краски в океан и сказать
вам, что это искусство, но если я попытаюсь вам сказать, что это
корабль, вы же не полезете на борт, чтобы отправится в путь
через Гольфстрим.
Стоп! Мы же говорим о граффити не так ли? Граффити это широкая тема, к
которой относится множество вещей, от символов бандитских группировок
до нарисованных через трафарет бледно-желтых нарциссов или надписей
вроде «Пити и Берта навсегда», от расписанных свастиками надгробных плит
до призывов «Голосуйте за Буша в 2014» или выцарапанных на окнах знаках
мира. Сейчас, пока что-то из этого имеет какую-то
эстетическую привлекательность, но оно отличается от Нью-Йоркского
стиля граффити. Я не знаю, как яблоки от нейлонового шланга, как кошки
отличаются от интеллектуальной собственности. Что угодно. Отличается
мотивация, идеология, преданность и страсть, техника и традиция, основа,
методология — все разное. Называйте это как хотите, но знайте, тысячи
людей делают граффити по всему миру, но только единицы из них, которых
можно пересчитать по пальцам, стали мастерами в этом ремесле.
Команде 12oz выпала возможность пообщаться с ранними Нью-Йоркскими
райтерами, которые отлично делают свое дело. Никаких трафаретов, никаких
валиков с ведрами акриловой краски, только аэрозольные балллоны,
никаких трехмерных эффектов, никаких фотореалистичных картин и фонов,
никаких говорящих орангутангов — только стиль 1986 года. Только буквы
и все о них. Поехали
Почему вы рисуете?
KEO: Я начал рисовать чтобы просто быть частью чего-то, иметь что-то
такое, в чем бы я преуспел. Я не был хорошим игроком в мяч или хорошим
танцором, не был самым упорным и старательным парнем на районе, или
слишком популярным у девчонок, но у меня был художественный талант и я
решил, что это может стать делом моей жизни. Каждый тебе скажет, что мы
делаем это для славы или известности, но для меня это никогда не было
основной причиной. Я не когда не гнался за званием самого известного
граффити-райтера, я просто хотел быть лучшим. Я хотел соревноваться. Я
всегда писал разные имена и никогда не думал о том, узнают ли что это
именно я сделал или нет. Я никогда не знал кто сделал те рисунки, что
повлияли на меня в детстве, у этих парней были сумасшедшие псевдонимы. Я
только видел, что они были свежими. Мне нравится, что это было в моей
жизни именно так. Я делал много хорошо известных графических работ,
альбомы и графику для разных бестселлеров, которые не были подписаны
моим именем. Кому нужно — они знают и мне нравится такое
положение вещей.
DASH167: C точки зрения перспективы я занимаюсь
этим, потому что чувствую ответственность, фактически безотлагательную,
за спасение настоящей эстетики этой культуры от эпидемии китча, которая
распространилась в наших рядах на мировом уровне.
Когда вы начали рисовать?
KEO: Уф. Я начал очень давно. По-моему я начал
рисовать на стенах своего района и в школьных дворах еще в 1976 году, но
я считаю, что официально можно назвать началом 1979 год, т.к. тогда
впервые я сделал свой первый рисунок на поезде. Тогда если ты не делал
поезда, ты оставался не у дел. Уличный бомбинг — это совсем не то. Я
занимался этим с 1979 ро 1986 год. Я никогда не был королем или кем-то еще, но я был не далек от этого. Я ушел в 1986 и не возвращался вплоть до 1996.
DASH167: Я попал в граффити осенью 1982 года и начал
оставлять теги везде, где бывал, так продолжалось около года. В 1983 я
начал рисовать на бумаге и летом 1984 попытался сделать свой
первый кусок.
У кого вы учились?
KEO: Мне выпала удача пообщаться со многими хорошими
райтерами. Первыми из них, кого можно отнести к этой категории были
друзья моего старшего брата из I.S.293 или STRIKE R.T.W. и KANSUR.
После этого был SAKE T.P.C. G.N.D. и SET3 в 1978. Позднее, когда я уже
был в старших классах, в 1980 году я познакомился с CES157 T.N.T., если
брать Бруклин, то James T.O.P., SOE X-MEN из Квинса и другие. Я взял от
каждого по чуть-чуть и сложил все это вместе. Я и до сих пор учусь у тех
людей, что вокруг меня, в том числе и у молодежи. Обычно я рисую вместе
с DOC или PART или Chain3.
DASH167: Мой двоюродный брат и партнер, SECRET, он
ввел меня в мир граффити и научил как делать шрифты и персонажей. WEST
заложил в меня какие-то
основы, когда я общался с командой и научил многим вещам. DOZE, MARE139
дали мне знания о старых и современных концепциях написания букв.
У вас есть ученики?
KEO: Я пожалуй учил лишь нескольких райтеров,
некоторые из которых сейчас намного круче, чем я. Яркий пример — WEST, я
встретил его в 1980, дал ему все основы, и он вскоре стал королем B'way
и многому уже научил меня самого. Еще один — REAS. Хотелось бы думать,
что я оказал на него совсем небольшое влияние, и что он достиг своего
уровня благодаря самому себе. Со многими из них мы вместе рисуем до сих
пор, влияем друг на друга.
DASH167: Я помогал нескольким райтерам, но больше
всего запомнились TEAL, VIEW2 и CRUDE OIL (R.I.P.). Я горжусь ими,
потому что я дал им стиль, но они вывели его на совершенно другой
уровень и стали мастерами. ВИДЕО
Кто повлиял на ваш стиль и почему?
KEO: Если выделить только одного человека, который в
большей степени повлиял на меня, то это был бы DONDI. Я все пытался
заставить его научить меня чему-нибудь,
но он мог говорить только о велосипедах. Но как бы то ни было я
все-таки взял от него максимум того, что мог. Также на меня влияли
парни, жившие по-соседству: ROTO, SCAR56, DEAL NSA и SAM NSA. Еще мне
нравились старые работы SLAVE, HURST, HATE168, вся команда DEATH SQ,
парни CHAIN, PART, KOOL131, PESO, NOC. KASE2, DOZE TC-5. Как видите их
было много, они вдохновляли меня делать все больше.
DASH167: WEST, POKE, DOZE, TACK, WEB, SKEME. Их
стили частенько проскакивали среди моих ранних работ. Даже работы
которые они делали 25 и более лет назад до сих пор превосходны. SERVE
и ZAME мотивируют меня двигаться дальше, потому что продолжают все ваше
поднимать планку.
В каких командах вы рисовали?
KEO: GND, X-MEN, FC, BYI, TOP, TC-5. Я вообще со
многими рисовал, но это те, что мне словно семья. Если я с тобой ни разу
не ходил на поезда, никогда не ругался, если ты никогда не был у меня в
гостях или я у тебя, или если твой ребенок не зовет меня дядя KEO,
тогда команда это просто несколько букв, на которые будет бездарно
потрачена краска. В принципе, если ты не один из тех, кого бы я позвал
когда случается какое-нибудь дерьмо, то это не настоящая команда.
DASH167: Я рисовал в FC и в самом начале и в более
поздний период, потом это были IBM, FBA, COD, TC5 и ROC. Есть и другие
команды, но эти парни — моя семья.
Каково вообще назначение команды?
KEO: Изначально дело в безопасности и в скорости
работы в депо, потому что команда управляется с делами намного быстрее. В
тоже время объединение позволяет делать более полные и интересные
работы, у каждого участника есть то, что получается лучше, у кого-то персонажи, у кого-то
шрифты и т.д. Вместе мы можем делать свое дело лучше, чем поодиночке.
Сейчас же для меня это в большей степени дань традиции, способ
сохранения стиля, и возможность помощи новым участникам.
DASH167: Для формирования единого фронта. Когда вас
много, проще рисовать, создавать свое имя, помогать друг другу, если
вдруг возникают какие-то проблемы. Сейчас это способ сохранения стиля и передачи своего опыта следующим поколениям.
В чем основа вашего стиля?
KEO: Все основывается на форме букв. Я стремлюсь к
тому, чтобы убрав цвет, все дополнительные элементы вроде стрелок,
соединений и украшательств, шрифт продолжал «гореть». Персонажи и фон —
это все вторично. Точнее не вторично, а это то, что ты делаешь, если у
тебя есть лишняя краска. Есть парни, которые круто делают всю эту
наружную мишуру, но убери ее и ты не найдешь хорошего шрифта. Это все
равно что строить дом начав с крыши, выбирать занавески, когда у тебя не
залит фундамент.
DASH167: В рамках команды я могу делать работы,
которые представляют именно командный стиль . А если говорить о моем
стиле, то в его основе лежат работы FC, IBM и Circa 1985. WEST и POKE
тогда модернизировали, изменяли и компоновали формы букв и различных
элементов, которые прошли через поколения райтеров.
Что делает ваш стиль уникальным или оригинальным?
KEO: Я не думаю, что сделал много чего-то
оригинального. Я просто стараюсь работать с формой букв. Большая часть
стилей сложилась уже в 1977. Как много ты можешь сделать с буквой «K»
пока она не превратится в «S»? Я надеюсь, что сделал несколько небольших
новых вещей тут и там. Например, когда я совместил soft style и
механику, когда бескомпромиссный скелет расцвел цветами. Я видел много
парней, которые использовали этот прием.
DASH167: Кто-то
однажды прокомментировал мою работу и сказал, что буквы будто танцуют
(doing the wop). Это вызвано тем, что я использовал типографский подход,
поэтому ритм моих тегов перекочевал на весь кусок. Я использовал
прописные буквы, после чего экспериментировал с направлением, изгибом и
формой. Кроме того я увлечен невидимой подструктурой рисунка и все время
думаю о пустом пространстве, соединении букв их расположении и о том,
как буквы будут взаимодействовать друг с другом. Иногда чистая геометрия
и физика вдохновляют меня больше, чем граффити в обычном его виде. Моя
философия одновременно минималистична, сложна и запутана. Но обычно я
стараюсь разрабатывать формы букв без компромисса с традиционной
эстетикой. Это именно то, что другие могут ожидать от моего стиля, как
мне кажется.
Вы оба работали над коммерческими проектами в качестве дизайнеров, как это отразилось на ваших граффити работах?
KEO: Я хочу сказать, что это никак не отразилось,
потому что я стараюсь разграничивать эти две сферы. Одно — это призвание
свыше, а все остальное это работа или хобби. Но на все, что я делаю
так или иначе накладывается граффити, даже если этого не видно, даже
когда я разрабатываю какой-то
строгий корпоративный логотип. Граффити было для меня университетом. С
другой стороны, большая часть из моих друзей, работающих в дизайне и
графике рисуют граффити и частенько мы работаем вместе или пересылаем
работу друг другу.
DASH167: Технически я манипулировал буквами и
графикой с 12 лет, поэтому нет ничего странного в том, что меня тянуло в
дизайн. Знания в области визуальных коммуникаций, которые я получил во
время работы дизайнером я также могу использовать и в граффити.
Что думаете о том куда направляется граффити и как оно будет изменяться в дальнейшем?
KEO: Я не знаю, надеюсь что обратно в подземки,
откуда оно и вышло. Граффити значительно изменилось с тех пор, как
поезда начали чистить. Игра теперь идет в основном на улицах. Часто
времени слишком мало для настоящих сложных работ, поэтому рисунки
возвращаются к более примитивному стилю. Кроме того интернет оказал
огромное влияние, теперь граффити распространилось по всему миру, оно
сейчас просто сверхдоступно. Раньше ты должен был кого-то знать, чтобы вступить в этот круг, а теперь любой подросток, живущий в каком-нибудь
захолустье Айовы может вбить в Гугле "WILDSTYLE LETTER ALPHABET” и
чувствовать себя на верном пути, но ведь истина не в статьях на
Википедии, не так ли?
DASH167: Люди по-прежнему идут на стены, чтобы порисовать, средства и техники улучшаются, но Стиль, каким мы его знаем, сейчас в беде.
И специальный бонусный вопрос, хотели бы вы что-нибудь сказать напоследок?
KEO: Да, я хотел бы поблагодарить женщин, которые
присутствуют в моей жизни, за то, что сохранили мои мозги, переполненные
граффити, от разложения.
DASH167: Буду откровенным, буквы и слова должны
работать сами по себе безо всякого дыма и зеркал, от которых так зависят
современные райтеры.
|