Довольно часто наталкиваюсь на мнение по поводу стиля
рисования команды ТАД: мол парни конечно круто делают, но посмотрите –
это же чисто калька с Европы и Австралии. Те же формы, те же заливки, та
же мудреная детализация, фоновые паттерны и тд. Ничего нового, вторично
да и вообще дизриспект.
Действительно если начать разбирать работы питерских парней видно
явное влияние новой европейской школы (Loveletters, Heavy Artillery,
MSK), и особенно австралийцев (Askew and Co).
Вот только изюминка ситуации в том, что современное граффити состоит
из копирования чужих приёмов и техник чуть более чем полностью. Назовите
мне любое имя из отечественной сцены и я вам укажу, кто на Западе делал
нечто похожее раньше. За всю историю существования граффити буквально
единицы сумели создать что-то по настоящему новое (и при этом
интересное), и это новое тут же тиражировалось в культуре.
Граффити-стили - что это такое, как не рисование в кем-то созданной
стилистике?
Почему рисуя однообразные флопы и фроуапы – мало кто задается вопросом
об их не уникальности? Почему рисуя вайлдстайл мы забываем, что и у него
были создатели? Даже навичики знают откуда взялся 3D style. Следуя
логики критиков – давайте называть всех тридэшников - байтерами с Дайма,
всех таггеров – байтерами с Таки183, немецких шрифтовиков байтерами с
Can2, швейцарских – байтерами с Dare и тд и тп.
Проблема (а на самом деле вовсе не проблема, а удача) парней из ТАД в
том, что они по сути участвуют в создании нового стиля, или как минимум
новой школы шрифтового граффити. Ещё неизвестно получит ли их
комбинация форм и цветов своё собственное название, но это точно – новая
школа граффити (в шрифтах можно выделить Базельскю школу вайлдстайла,
немецкую школу семивайлда, в персонажах - бразильскую школу, германскую и
тд). Представителей этой школы в мире пока ещё очень мало, их всех
знают на перечёт. Они появились совсем недавно и без всякого сомнения
влияют друг на друга. Влияние идёт как по горизонтальным связям (к
примеру между крюмемберами Loveletters или Heavy Artillery), среди
равнозначных участников процесса, так и по вертикальным – от более
авторитетных к более молодым (как в случае с ТАД). Развивая тему можно
заметить, что питерские парни ещё и не замыкают эту цепочку, а являются
промежуточным звеном. Есть их локальные подражатели уже здесь в России,
которые смотрят не на Европу, а именно на Питер.
Граффити стили застоялись. Сейчас с развитием инструментов граффити –
появилось что то новое, развивающееся в рамках общих тенденций. По сути
- в чём отличие новых стилей от старых? Все слагаемые те же самые:
форма, заливка, фон. Изменилось качественное содержание этих элементов,
благодаря революционному прорыву в качестве граффити-аэрозолей. Теперь
без сверхусилий со стороны райтера возможны супер тонкие линии – дающие
умопомрачительную детализацию, благодаря транспарентам - возможны
невероятные полутона и тени, новые пигменты принесли невиданное раньше
буйство красок.
И чего - прикажите всё это игнорировать? Не использовать аутлайны с
хайлайтами, как делает Rusl; не мешать цвета, как Askew; не мельчить с
детальками, как Aroe; не экспериментировать с траспарентами, как Mad C?
Кирпичики на фоне – это байт, а баблы - пришли из ниоткуда и сразу всем?
Самим не смешно?
Мне лично могут не нравится формы букв, зубодробительное смешение
цветов и деталей, но я двумя руками «ЗА» команду которая несёт в Россию
новую школу граффити, использует материалы на всю катушку, и уходит от
укоренившихся визуальных штампов. При чем важный момент – делает все это
качественно и интересно, что сильно отличает её от кучи отечественных
граффити-«экспериментаторов».
Новой школе – зеленый свет.